Статьи

Соликамский краеведческий музей > Статьи > Храмы Соликамского, Усольского и Чердынского районов сегодня: взгляд сквозь фотообъектив (Гуляева Мария Александровна)

Гуляева Мария Александровна

Храмы Соликамского, Усольского и Чердынского районов сегодня:
взгляд сквозь фотообъектив

Памятники, расположенные в сельских местностях и полузаброшенных деревнях Пермского, подчас не менее древние, хранящие богатую историю, остаются в большей степени «за кадром» для среднего туриста, чем архитектурные памятники, к примеру, Соликамска, Чердыни, Усолья.      В годы советской власти храмы были приспособлены под клубы, склады, и т.д. Некоторые из них находятся в наше время на грани полного разрушения, иные утрачены полностью. И мы с вами являемся, возможно, последними очевидцами того духовного богатства, которое таят в себе эти образцы каменного и деревянного зодчества.

     В Соликамском краеведческом музее хранятся ризничные описи, свидетельствующие о богатом убранстве храмов Чигироба, Верх-Усолки и др. Как гласит Главная церковная и ризничная опись Верх-Усольской Покровской церкви от 1826 года, «…в настоящем храме во святом алтаре … Божия матери Смоленская, и венцы серебряные, под золотом. У Богородицы две камневые вставки, у младенца три вставки простого стекла, венец и гривна у Богородицы правского жемчугу мелкого по счету 465 зерен...»1

     По исповедальным ведомостям мы можем судить о величине приходов сельских церквей. Так, например, по исповедальной росписи Чигиробской Богоявленской церкви от 1846 г. числились крестьяне деревни Гарей, Филипьевой, Мудыля, Яшиной, Першиной, Брюшининой, Тюлиной, Пеняхиной, Кулаковой, Палицы, Немзи, Моховой, Низовой2.

      Церкви, расположенные в сельских местностях Пермского края, привлекают немало исследователей – историков, археологов, этнографов, искусствоведов. Важная часть работы в этом направлении остается за фотографами. Андрей Викторович Демидов – молодой соликамский фотограф, которого давно привлекала идея запечатлеть храмы, расположенные в отдаленных от городов местностях. Безусловно, каких-либо научных целей Андрей Викторович не преследует. Основное направление работы для него – художественная фотография.

     В поле зрения фотографа вошли архитектурные памятники Соликамского, Усольского и Чердынского районов. Это около 40 населенных пунктов. Среди них Верх-Боровая, Сиринское, Березовка, Верх-Усолка, Касиб, Татарское, Чигироб, Мошево, Уролка, Вильва, Высоково, Релка, Нижние Новинки, Ленва, Амбор, Анисимовка, Бондюг, Губдор, Вильгорт, Искор, Кольчуг, Кушмангорт, Лекмартово, Корнино, Лызова, Лимеж, Жикина, Кошелева, Покча, Пянтег, Редикор, Слобода, Ужгинская и др. А.В.Демидовым была проделана обширная работа: это художественная фотография, а также репортажное фото, фиксирующее фрагменты храмов в частности и видеосъемка местности в целом. По возможности фотограф старался брать видеоинтервью у местных жителей.

    По материалам, отснятым А.В. Демидовым, можно проследить сегодняшнюю жизнь памятников культовой архитектуры, ту данность, которая происходит с ними в наши дни.

     Результатом работы Демидова на первом этапе стала его персональная выставка, прошедшая в стенах Соликамского краеведческого музея в 2014 г. На ней было представлено 98 фотографий, и открытие выставки было очень символично приурочено ко Всемирному Дню охраны архитектурных памятников, 18 апреля. Каждый блок фотографий, отображающий тот или иной архитектурный памятник, был снабжен информацией о населенном пункте, в котором этот памятник расположен. Неоценимую помощь здесь оказали архивы Соликамского краеведческого музея, пролившие свет на недостающую информацию. Жители Соликамска могли увидеть памятники, находящиеся в Соликамском районе. Выставка также выявила интерес приезжей аудитории к тем уголкам Пермского края, которые не входят в среднестатистический тур по Пермскому краю.

     Следующим шагом стало создание сайта (www.sol-zemli.ucoz.ru), на котором любой желающий мог бы посмотреть на храмы, визуальная информация о которых представлена в сети и в литературе достаточно скудно. Ведь, как правило, фотографий полуразрушенных сельских церквей Прикамья в интернете достаточно мало, а порой и вовсе нет. В настоящий момент сайт активно разрабатывается и пополняется новыми альбомами и разделами.

     Творчество А.В. Демидова – пример того, как трепетное отношение к памятникам старины, помноженное на дружбу с фотообъективом, рождает художественные образы памятников старины и интересные фотографии в репортажном ключе. И конечно, они займут свое достойное место в интернет-пространстве и станут достоянием общественности.

 

                            

  1. Верх-Усольская Покровская церковь. Главная церковная и ризничная опись от1826г. Соликамский краеведческий музей, фонд № 21, 4173-1.
  2. Чигиробская церковь Богоявления. Исповедальные ведомости 1843-1853гг. Соликамский краеведческий музей, фонд № 24, 3765/227.

Литература

  1. Власова О.М., Канцедикас А.С., Тартаковский С.А. Иск-во Прикамья. Пермская деревянная скульптура.  Пермское книжное издательство, 1985
  2. Каптиков А.Ю. Каменное зодчество Русского Севера, Вятки, Урала XVIIIв. Проблема региональных школ. Свердловск, изд-во Уральского университета, 1990.
  3. Корзников С.П. Память земли родной. Село Верх-Боровая Соликамского района. Соликамская типография, Совет ветеранов-краеведов, 1989.
  4. Косточкин. В.В.  Чердынь, Соликамск, Усолье.  М, 1988.
  5. Луканин А. Церковно-историческое и археологическое описание г.Соликамска. Пермь, типография П.Ф.Каменскаго, 1882.  
  6. Оборин А.В., Югов А.А., Москалев А.В., Киреева Н.Н., Полянин Б.А., Шаламова И.П. Пермская область. Адм-терр. деление. Справочник. Перм. книж. изд-во, 1963г
  7. Под ред. Мухина В. Воздвиженская церковь в Верх-Боровой. Памятники истории и культуры Пермской области. Перм. Книж. изд., 1976.
  8. Чирков Ю. Позвала Бабиновская дорога. Соликамск, 1997.