Статьи

Соликамский краеведческий музей > Статьи > Икона – экспонат (Савенкова Нэлли Михайловна)

Савенкова Нэлли Михайловна

Икона – экспонат.

4c478c35-1bc0-4412-941f-392ea6c3b9f9_800x600.jpgВ настоящее время, в свете тесных взаимоотношений церкви и государства, остро стоит проблема экспонатов религиозной направленности. В Соликамском краеведческом музее хранится замечательная коллекция икон, среди них выделяется икона Николая Чудотворца в складном киоте, по преданию, пожалованная Соликамску Иваном Грозным.

Когда соликамцы, страдавшие от набегов сибирских и ногайских татар, в 1552 г. узнали, что царь стоит под Казанью, обратились к нему с просьбой дать войско для защиты города. В ответ был послан образ Николая Чудотворца с грамотой:  «Поелику царь стоит со своим войском под Казанью, то и не может уделить из онаго для защиты Соликамска, но посылает образ святителя Николая, который защитит от вражескаго нашествия»[i].

Документально икона Николая Чудотворца впервые упоминается в 1624 г. в Соликамских писцовых книгах М.Ф. Кайсарова как аналойная и особо почитаемая: «Образ на налое Николы Чудотворца в киоте, обложен серебром чеканным, венец и цата золочены, в венце ж яхонт лазорев невелик, да два лала, да в цате бирюза, да две винисы, да прикладу два золотых обнизано в две нитки жемчугом средним, на притворах писаны господские праздники, обложены серебром басменным; … пред образом свеча неугасимая в медной лампаде»[ii]. Неугасимая свеча подчеркивала особое почитание горожанами этой иконы.

Долгое время, до 1929 г., икона находилась в главном храме Соликамска, Свято-Троицком соборе; после его закрытия, наряду со многими «предметами религиозного культа», поступила в музей, разместившийся в том же соборе. Ее планировалось выставить в Антирелигиозном отделе музея в числе экспонатов, которые должны были «показать, как церковники одурманивали простой народ»[iii]. С началом войны экспозиционные работы пришлось свернуть, Антирелигиозный отдел открыт не был. Музейные предметы, в том числе и складень Николая Чудотворца, были перенесены в подклеты Свято-Троицкого собора.

Директор Соликамского музея Д.И. Удимов писал в своем отчете за 1944 г.: «Сложенные в темном складе вещи находились буквально в свалке. Требовалась срочная уборка многих предметов из внутренних помещений подвала, где они отпотевали вследствие изменения температуры и отсутствия окон или вентиляции»[iv]. Судьба икон, а равно и остальных экспонатов, никого, кроме директора музея, в то время не волновала. Благодаря своему створчатому киоту икона Николая Чудотворца от сырости практически не пострадала, чего нельзя сказать о других предметах.

Впервые эта икона была выставлена в музее как экспонат послевоенной экспозиции 1947 г. В примечании к ТЭПу Д.И. Удимов писал: « Икона выставляется не как интересный культовый предмет и даже не как ценный образец древней Московской живописи, но только как исторический документ о положении и значении Соликамска в государстве в ту пору, о сношениях его с верховной властью того времени и о своеобразной помощи царя. Никаких нежелательных явлений со стороны посетителей не ожидается. Если они все же проявятся, икона будет снята с экспозиции»[v].

«Нежелательных явлений со стороны посетителей» проявлено, по всей вероятности, не было, так как икона выставлялась довольно длительный период. В 1956 г. экспозиция была свернута, в связи с начавшейся реставрацией памятника архитектуры. Икона поступила в фонды музея, где находилась до 1965 г., когда была увезена на реставрацию в Музей Рублева.

В Соликамске об иконе Николая Чудотворца надолго забыли. Она упоминалась в исторической литературе и путеводителях, но почему-то считалась утраченной. И это несмотря на то, что в музее сохранялась документация о передаче в реставрацию и делались попытки в виде переписки вернуть икону.

На рубеже XX и XXI веков, с пробуждением религиозности и благодаря публикациям в местной прессе, всколыхнулся интерес горожан к иконе. О ней стали говорить как о святыне и обереге Соликамска. Музей начал кампанию по возвращению иконы из реставрации. Подключились депутаты Законодательного собрания и Государственной думы. На их уровне вопрос был решен.

В 2005 г., к 575-летнему юбилею города, икона Николая Чудотворца вернулась в Соликамск. Она была выставлена в Музее древнерусского искусства, филиале Соликамского музея, и началось поголовное паломничество. В течение трех дней люди стояли в нескончаемой очереди, чтобы приложиться к образу. Ажиотаж подогревался религиозной неграмотностью: соликамцы отождествляли образ Николая Чудотворца с чудотворением самой иконы. Так же истово, как прежде отрекались от религии и выбрасывали все культовое, сейчас уверовали в чудо. Неизвестно, сбылись ли чаяния стоявших в очереди, но, по прошествии трех дней, ажиотаж стал утихать.

В настоящее время икона Николая Чудотворца выставлена в специальном саркофаге в экспозиции Богоявленской церкви, где расположен Музей древнерусского искусства. Доступ к ней открыт в часы работы музея. Иногда приезжают паломники. Редко появляются соликамцы, пришедшие приложиться к иконе.

Музей относится к иконе Николая Чудотворца прежде всего как к экспонату, свидетельству знаменательных исторических фактов. Экспонату, в сохранении которого состоит функция музея. Представители РПЦ неоднократно поднимали вопрос о передаче иконы, но, поскольку она датируется XVI веком и находится на государственном учете, музей не вправе решить его. Пока достигнуто соглашение о ежегодном вывозе иконы на Православную ярмарку в Пермь, что и происходит на протяжении нескольких лет. Кроме того в Николин день в Богоявленской церкви перед иконой устраивается церковная служба.

Неизвестно, как сложится дальнейшая судьба иконы Николая Чудотворца. Вполне вероятно, что придет распоряжение от Министерства Культуры о ее передаче РПЦ. Музей подчинится, но, подчеркну, с огромным сожалением. Поскольку в истории Соликамского музея уже был случай, когда ряд экспонатов «религиозного культа» передавали РПЦ, выполняя Постановление СНК СССР 1943 г. «О порядке открытия церквей». В начале 1960-х гг. церкви вновь были закрыты, а переданные некогда экспонаты безвозвратно утрачены.



[i] Луканин А.М. Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска. Пермь, 1882. С. 71.

[ii] Писцовые книги Пермской губернии Соликамского и Кунгурского уездов. Пермь, 1872.

[iii] СКМ. Ф. 30. Оп. 1. Д. 34. Л. 4.

[iv] СКМ. Ф. 30. Оп. 1. Д. 42. Л.1 об.

[v] СКМ. Ф. 30. Оп. 1. Д. 49. Л. 9.