Статьи

Соликамский краеведческий музей > Статьи > Исторические личности Соликамска: директор музея Удимов Д.И. (Савенкова Нэлли Михайловна)

Савенкова Нэлли Михайловна

Исторические личности Соликамска: директор музея Удимов Д.И. 

 

..__1920-_..jpgС историей и становлением Соликамского краеведческого музея тесно связано имя Дмитрия Ивановича Удимова, сначала как члена краеведческого общества, основавшего музей, затем – его научного сотрудника, а в 1942–1951 гг. – директора.

Биография Д.И. Удимова частично изложена в «Соликамской энциклопедии» Г.А. Бординских [6, с. 231], в разное время выходили статьи о нем в местной прессе. Сведения в них оказались неполными и значительно искаженными, поскольку основывались только на документах периода советской власти. В настоящее время, с открытием новых источников, представилась возможность дополнить его биографию.

Д.И. Удимов родился 10 апреля 1876 г. в слободе Малакеевой Валуйского уезда Воронежской губернии. В 1896 г. он окончил Воронежскую духовную семинарию, о чем сообщают Воронежские епархиальные ведомости, в которых он представлен сыном почетного гражданина г. Валуйки. [16, с. 179]
В «Памятной книге российского военного и морского духовенства XIX – начала XX веков» К.Г. Капкова опубликован Послужной список священника Д.И. Удимова. [13, с. 445] Судя по нему, после окончания семинарии Удимов служил диаконом в одной из церквей Воронежа. Одновременно он вел занятия в местной школе, о чем он сам сообщил в 1935 г. при заполнении Листка по учету кадров. [21, л. 1 об.]

В 1898 г. Д.И. Удимов переехал в Омск, где стал священником Крестовоздвиженского собора. В 1901 г. он поступил в Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1905 г. и, «во внимание к выдающимся достоинствам его курсового сочинения, по ходатайству Совета академии, был утвержден в степени кандидата богословия первого разряда». [4]

В послереволюционных анкетах Д.И. Удимов, по понятным причинам, не сообщал о своем духовном образовании. «Археологический Институт в Ленинграде, дата поступления – 1901, окончания – 1905, продолжительность обучения – 4 г. Специальность: историк-археолог», – записал он в Листке по учету кадров в 1935 г. [21, л. 1]

После окончания академии Д.И. Удимов отправился на русско-японскую войну, в штат главного священника 1-й Маньчжурской армии. Вскоре он занял должность священника 87-го пехотного Нейшлотского полка. За службу и участие в боевых действиях был награжден орденами св. Анны – III и II степеней. [13, с. 445]

После эвакуации из Маньчжурии в 1906 г. Д.И. Удимов стал священником крейсера «Князь Пожарский». В 1907 г. он получил новое назначение – в церковь броненосца «Цесаревич», флагманского корабля Гардемаринского отряда. [3] «В 1907-8 гг. участвовал в учебном плавании слушателей Морского училища по Средиземному морю, около 10 месяцев», – сообщил Д.И. Удимов в Листке по учету кадров, без упоминания, в каком именно качестве. [21, л. 1]

В декабре 1908 г. Гардемаринский отряд участвовал в спасении жертв Мессинского землетрясения. О. Димитрий находился в месте, предписанном судовому священнику во время боя и подобных ситуаций – в корабельном лазарете. При этом священник исполнял не только свои, но и обязанности санитара. Из воспоминаний участника тех событий: «Особенно тяжело пришлось медицинскому персоналу, который, вместе с судовым священником и добровольными помощниками, проработал всю ночь». [9, с. 182] Пастырская служба судового священника была отмечена: Святейший Синод наградил его скуфьей. [13, с. 445]

В сентябре 1909 г. Д.И. Удимов получил назначение в столичный Адмиралтейский собор, где был «общий приход из всех чинов морского ведомства, в Санкт-Петербурге находящихся». [12, c. 254] Священник  Удимов участвовал во всех ведомственных церемониях. В сентябре 1910 г. он присутствовал при подъеме креста на главу храма Христа Спасителя в Петербурге и подробно описал это событие в статье, опубликованной в «Вестнике военного духовенства». [24, с. 663–666]

В 1911 г. Д.И. Удимов был назначен настоятелем церкви Павла Исповедника Морского кадетского корпуса. В Петербургском Архиве кино-фото-фонодокументов (ЦГАКФФД) хранится фотография 1911 г., подписанная: «Напутственное слово законоучителя священника Д.И. Удимова выпускникам Морского кадетского корпуса».  

В 1913–14 гг. Д.И. Удимов некоторое время преподавал и в Патриотическом и Елизаветинском женских институтах [2, с. 15], но был не в штате, а приглашенным преподавателем. Вероятно, эти приглашения носили периодический характер, поскольку, по Адресной книге «Весь Петербург» 1913 г., Удимов значится законоучителем только Морского корпуса [31, с. 646], а в архивных документах по штатным сотрудникам женских институтов его фамилия отсутствует.

Д.И. Удимов был хорошим проповедником, т.к. входил в число «священников, на которых было возложено поочередное ведение внебогослужебных бесед в церквах тех приходов, где наиболее сильна пропаганда баптистов». [30, с. 363] Он составил «Курс основного или апологетического богословия», вышедший отдельной брошюрой.[22] За успехи в проповеднической деятельности Д.И. Удимов был награжден наперсным крестом.

В 1914 г. Д.И. Удимов стал участником Первого Всероссийского съезда военного и морского духовенства. Он участвовал в заседаниях Морской секции и составил один из проектов «Правил о флагманских священниках, благочинных и судовых священниках» [18, л.20]

В июле 1915 г. Д.И. Удимов был возведен в сан протоиерея и оставался настоятелем церкви Павла Исповедника Морского корпуса, в 1916 г. переименованном в Морское училище, до ее закрытия. Последнее свидетельство о деятельности священника Удимова в стенах корпуса содержится в воспоминаниях Г. Усарова: «6 ноября 1917 г. …Богослужение было торжественное. … Батюшка отслужил молебен и сказал проповедь». [25, с. 31]

В 1918 г. жизнь Удимова изменилась. 17 февраля Наркомпрос опубликовал Постановление «Об упразднении должностей законоучителей всех вероисповеданий». Тогда же комиссариат по морским делам разослал циркуляр с приказом: «Все священнослужители исключаются из списков личного состава флота». [17, л. 63] Д.И. Удимов остался без работы, средств к существованию, квартиры. Предполагаю, он на время уехал в свою дачную усадьбу, в поселок Высокое близ Гатчины. [7, с. 49]

В марте 1918 г. Д.И. Удимов вновь в Петрограде, в Центральном сельскохозяйственном совете при Комиссариате городского хозяйства, в должности делопроизводителя, с 1919 г. – зав. секретариатом. В 1920 г. Удимов получил приглашение в Морскую Академию. В Листке по учету кадров значится: «Апрель 1920 г. – Морская Академия – Ст. делопроизводитель учебной части и секретарь Совета». [21, л.1 об.]

Следует заметить, что Д.И. Удимов не скрывал свое прошлое, это было невозможно: среди преподавателей академии многие знали его. Более того, в мае 1922 г. бывшего настоятеля пригласили в церковь Павла Исповедника для проверки и сдачи ее имуществ, во исполнение Декрета по изъятию церковных ценностей.

В связи с этим приглашением и автографом Удимова под описью имущества исследователи приводят разную датировку закрытия, одни: «Церковь была закрыта в 1918 г.» [1; 10; 14; 26], другие: «Церковь закрыта 5 мая 1922 при протоиерее Димитрии Иоанновиче Удимове». [5; 11] Внесем ясность: в 1918 г. церковь была закрыта, а в 1922 г. произведена опись имущества, часть которого изъята для борьбы с голодом, оставшаяся часть поступила в Музей отживающего культа. [19]

Д.И. Удимов продолжал работать в Морской академии, в 1923 г. получившей новое штатное расписание. Согласно последнему, название должности Удимова изменилось: он уже начальник учебной части и ученый секретарь. Это подтверждает адресная книга «Весь Ленинград 1924 г.». [8, с. 81]

В это время Д.И. Удимов много публиковался: в Ежегоднике Морской академии, в журнале «Красный флот» [21, л.1] Его статья «Об учебной работе» в Юбилейном сборнике Морской академии 1923 г., подписанная инициалами Д.У., содержит критику недостатков и попыток вмешательства в учебный процесс классовых предпочтений. [23, с. 35]

В начале 1924 г. возникло дело о контрреволюционной деятельности в стенах академии. [27, л. 85] В апреле 1924 г. Д.И. Удимов был арестован и приговорен к ссылке в г. Усолье. Слова Удимова о причине высылки: «Из беседы следователя я понял, что за некоторые суждения о Морской академии и ее руководстве». [15, л. 12]

В Усолье Д.И. Удимов год работал в частной фотографии ретушером. В мае 1925 г., получив разрешение, переехал в Соликамск, где стал «кустарем-фотографом, одиночкой». В августе 1930 г. Д.И. Удимова пригласили на постоянную работу – фотографом Калийтреста. В это же время он участвовал в оформлении экспозиций только что созданного Соликамского краеведческого музея. С 1931 г. Удимов вошел в состав Совета музея, а в 1933-34 гг. работал, по совместительству, научным сотрудником музея. [21, лл.1 об.–2]

С 1935 г. Д.И. Удимов, фототехник калийного комбината, стал заместителем председателя Совета музея и научным консультантом. 29 января 1938 г. Д.И. Удимов снова был арестован. Он попал в круг подозреваемых в «шпионско-диверсионной работе в пользу фашистской Германии», «соучастников» по делу директора Калийного комбината В.Е. Цифриновича. С этим следствием была тесно увязана профессиональная деятельность Удимова: он изготовил фотоальбомы производственных цехов и шахт, взрыв которых якобы готовился. [15, л.7] В ходе следствия «компрометирующих материалов» на Удимова не обнаружилось. Привлеченные по делу свидетели оказались порядочными людьми и подтвердили его невиновность.

Выйдя на свободу, в феврале 1939 г., Д.И. Удимов вновь поступил в штат музея научным сотрудником и, проработав в этой должности более двух лет, был уволен в августе 1941 года, по сокращению штатов в связи с началом войны. [20, л. 77 об.]

16 мая 1942 г. Д.И. Удимов был назначен директором музея. Значительную помощь в работе ему оказывали сотрудники эвакуированных в Соликамск музеев. Объединив усилия, они занимались исследовательской и собирательской работой, результатом которой стала большая коллекция изразцов.

В 1945 г. музею был возвращен Дом воеводы, с разобранными печами, без полов и стекол. Д.И. Удимов добился расширения штата музея, затем достал материалы и своими силами произвел ремонт. [20, л. 91 об.] 27 июля 1947 г. музей был открыт для посетителей.

До конца жизни Д.И. Удимов занимался соликамской историей. Он оставил после себя многочисленный архив, но ни одна из его работ не опубликована. Скончался Д.И.Удимов 2 февраля 1952 г. в возрасте 75 лет. Похоронен на Соликамском кладбище.

В заключение – о семье Д.И. Удимова. Первый раз он женился, вероятно, в 1896 г. Можно предположить, что к 1906 г. овдовел, т.к. стал корабельным священником. Вторично Д.И. Удимов женился в 1918 г., будучи лицом гражданским. У супругов Удимовых было два сына. Семья сопровождала Удимова в ссылку.

Д.И. Удимов говорил: «Я жил замкнуто, этому предшествовала та обстановка, которая позволила мне быть в Соликамске». [15, л. 16] Эта замкнутость, некоторые обрывочные упоминания о прошлом, например, об участии в плавании гардемаринов, преподавание в Морской академии, породили домыслы среди местных жителей, а за ними – и краеведов.

Так, возникло необоснованное предположение, а затем и утверждение о том, что Удимов был контр-адмиралом. Теперь оно тиражируется в краеведческой литературе и на интернет-сайтах. Это опровергается общеизвестными сведениями: фактом службы Удимова ученым секретарем Морской академии, чему не соответствует такое звание, тем более в советское время, а также документальным подтверждением духовного и отсутствием образования военно-морского. Кроме того, в списке адмиралов Российского флота, где указаны контр- и вице-адмиралы, его фамилия не упоминается. [29]

Д.И. Удимов не был контр-адмиралом. Он был священником, преподавателем, фотографом, археологом, историком, музейщиком. Он был человеком сложной эпохи.

 

Список литературы

  

  1. Антонов, В.В. Церковь свт. Павла Исповедника при Морском Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича корпусе [Электронный ресурс] /В.В. Антонов, А.В. Кобак – Режим доступа: http://www.encspb.ru/object/2804676498?lc=ru
  2. Астафьев, Д.И. День в Морском корпусе. Посвящается выпуску 1915 г. [Текст] /Д.И. Астафьев //Военная быль. – Париж, 1957. – № 23. – С. 15–17.
  3. Беляков, А.П. История флотского духовенства и его роль в воспитании военных моряков в дореволюционной России [Электронный ресурс] / А.П. Беляков – Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/02_b/el/yakov_0.htm
  4. Бовкало, А.А. Выпускники Санкт-Петербургской духовной академии [Электронный ресурс] /А.А. Бовкало – Режим доступа: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hist/istorija-rp/9Istorija-rp.htm
  5. Бовкало, А.А. Церковь Св. Павла Исповедника при Морском кадетском корпусе [Электронный ресурс] /А.А. Бовкало – Режим доступа: http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spburgpavmorkk.html
  6. Бординских, Г.А. Соликамская энциклопедия [Текст] /Г.А. Бординских. – Пермь, 2013.
  7. Бурлаков, А.В. Топонимика Суйдинской земли, или Кто придумал эти названия? [Текст] /А.В. Бурлаков// Оредеж: Литературно-краеведческий альманах. Вып. 1. – СПб.: ООО «Лига Плюс», 2002. – С. 37–64.
  8. Весь Ленинград: Адресная и справочная книга г. Ленинграда [Текст] Ч. 1. – Л.: Издание организационного отдела Ленинградского губисполкома, 1924.
  9. Граф, Г.К. Императорский Балтийский флот между двумя войнами. 1906–1914 [Текст] /К.Г. Граф. – СПб.: издательство «Русско-Балтийский информационный центр “Блиц”», 2006.
  10. Длужневская, Г.В. Утраченные храмы Петербурга [Текст] /Г.В. Длужневская. – СПб.: ИД «Литера», 2003.
  11. Доценко, В. Д. Морские храмы России [Текст] /В.Д. Доценко, В.В. Клавинг. – СПб., 1995. – С. 58–60.
  12. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии [Текст] Вып. 5. –СПб., 1876.
  13. Капков, К.Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX - начала XX веков. Справочные материалы [Текст] /К.Г. Капков. – М.: «Летопись», 2008.  
  14. Крюковских, А.П. Петербургские храмы [Текст] /А.П. Крюковских. – СПб.: «Паритет», 2008.
  15. ПермГАНИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 9102.
  16. Разрядный список воспитанников VI класса Воронежской Духовной Семинарии, составленный после выпускных испытаний, произведенных в мае месяце 1896 года [Текст] //Воронежские епархиальные ведомости. – Воронеж, 1896. – № 12. – С. 175–180.
  17. РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 2076.
  18. РГИА. Ф.806. Оп.5. Д. 9432. Ч.10. Протокол № 2 от 3. 07. 1914.
  19. Санкт-Петербургский Павловский храм при Морском корпусе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/24095.html
  20. СКМ. Ф. 82. Оп. 1. Д. 454. Книга приказов СКМ.
  21. СКМ. Ф. 82. Оп. 1. Д. 599а. Личный листок по учету кадров работника Соликамского Калийтреста Удимова Д.И. Копия.
  22. Удимов, Д.И. Курс основного или апологетического богословия [Текст] /Сост. законоучитель Морского корпуса священник Димитрий Удимов /Д.И. Удимов. Ч. 1. – СПб.: тип. т-ва «Общественная польза», 1914.
  23. Удимов, Д.И. Об учебной работе [Текст] /Д.И. Удимов // Военно-морская академия Рабоче-крестьянского красного флота: Юбилейный сборник, посвященный первой годовщине Красной Морской Академии. 4.III.1922–1923 г. – Петроград: Тип. Морского Комиссариата в Главном Адмиралтействе, 1923. – С. 32–37.
  24. Удимов, Д.И. Церковное торжество водружения креста на храме в память русских моряков, погибших в войну с Японией [Текст] /Д.И. Удимов //Вестник военного духовенства. – СПб.,1910. – № 21. – С. 663–666.
  25. Усаров, Г.А. 50 лет тому назад. Последние дни и последнее 6-е ноября Гнезда Петрова [Текст] /Г.А. Усаров //Военная быль. – Париж, 1968. – № 94. – С. 28–32. 
  26. Храм Павла Исповедника в Морском кадетском корпусе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://orthomap.ru/mesto13105
  27. ЦА ФСБ. Ф. 66. Оп. 1. Д. 149. Доклад Особого отдела ОГПУ.
  28. Черепенина, Н.Ю. Православные храмы Санкт-Петербурга 1917 – 1945 гг. Справочник [Текст]/ Н.Ю. Черепенина, М.В. Шкаровский. – СПб., 1999. – С. 115–118.
  29. Чертопруд, С.В. Российские адмиралы. Биографический словарь [Текст] /С. В. Чертопруд. – М.: Астрель, АСТ, 2004.
  30. Чимаров, С.Ю. Русская православная церковь и религиозно-нравственное воспитание личного состава армии и флота 1800-1917 гг. [Текст]: диссертация ... доктора исторических наук: 07.00.02/ С.Ю. Чимаров. – СПб., 1999.
  31. Шашковский, А.П. Весь Петербург: Адресная и справочная книга на 1913 год. [Текст] /А.П. Шашковский. – СПб: А.С. Суворин, 1913.