Носова Любовь Александровна
Музей и посетитель. Традиционные и новые формы работы.
(из опыта Соликамского краеведческого музея)
В меняющихся исторических и социальных условиях музеи, продолжая оставаться хранителями культурного наследия, переживают серьезные изменения, превращаясь в систему, все более открытую обществу. Работу с посетителями современный музей осуществляет по следующим направлениям: информирование, развитие творчества, общение, досуг, обучение. Подобное деление, как и любая классификация предметов и явлений, является в достаточной степени условной, однако предпринято в целях более четкого уяснения возможностей презентации музейной информации, а также определения тесной взаимосвязи форм и методов работы с той или иной категорией посетителей. Сами направления изменчивы, подвижны, зачастую тесно связаны между собой или пересекаются в каких-либо аспектах. Например, досуг в музее тесно связан с общением или развитием творчества, а информирование иногда бывает невозможно без общения.1
Предлагаем остановиться более подробно на ключевых направлениях работы с посетителями на примере Соликамского краеведческого музея (СКМ):
- Информирование.
В современных условиях происходит видоизменение традиционных форм информирования посетителя и появление инновационных. Основной формой работы с посетителями остается традиционная экскурсия. Но она меняется за счет внедрения нетрадиционных методов: театрализации, игрового, диалогического общения, интерактивных элементов, занимательных заданий и т. д. Так, в Доме Воеводы, где представлена экспозиция по истории города посетителям предлагается разгадать тайну подземных ходов воеводского дома и почувствовать дух эпохи, облачившись в шикарные костюмы, реконструированные по образцам русского костюма XVII века. Такая экскурсия создает возможности не просто информировать, а помогает включиться в диалог культур, прочувствовать характерные особенности музейной историко-культурной среды. Не стоит забывать и о возможности реализовать потребности современного человека сделать интересные фото и выложить их в интернет.
Все большее предпочтение среди посетителей СКМ получают театрализованные экскурсии. На базе музея организован исторический театр «Коренушка». Этот театральный коллектив работает в залах Дома Воеводы с интересными программами «В гостях у воеводы», «Как Оленка грамоте училась», «Оленкины рассказы», «Как на Руси Новый год встречали». Посетители на театрализованных экскурсиях «Коренушки» оказываются вовлеченными в действие, с удовольствием решая интереснейшие задания и играя в старинные забавы. Таким образом, информирование посетителя тесно переплетено с общением и получением положительных эмоций. Возникает потребность человека вернуться в то место, где ему было хорошо и комфортно, привести родных и друзей, чтобы поделиться полученными знаниями и эмоциями, а самому расширить их. Музей, в свою очередь, получает новых посетителей, а старые - переходят в ранг «друзей».
- Развитие творчества.
Направление в работе музея с посетителем, обозначенное нами как развитие творчества, подразумевает использование мощного потенциала музея для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. Именно в музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенным из них является возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. В Художественном музее это направление реализуется в интерактивных мастерских, где самобытные соликамские художники проводят для посетителей мастер-классы. Также интерактивная мастерская «Сотвори чудо своими руками» функционирует на базе этнографической экспозиции «Комнаты сказок», где раскрывается творческий потенциал, как взрослой аудитории, так и маленьких посетителей музея.
- Общение.
Направление взаимодействия музея с посетителем, выделенное как общение, предполагает установление взаимных деловых, эмоциональных или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой или содержанием его коллекций. Залы СКМ уже традиционно предлагаются для встреч педагогов-историков и учителей художественно-эстетического направления. В 2015 году, объявленном Годом Литературы, на базе Художественного музея для встреч с соликамскими поэтами и писателями организуется литературная гостиная.
- Досуг.
Организация досуга является приоритетным и перспективным направлением взаимодействия музея с посетителем. Ставшие уже традиционными для соликамцев и гостей города такие мероприятия, как «Ночь в музее» или День города, позволяют использовать музейные площадки для проведения досуга большого количества горожан. В СКМ существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей. Для людей пожилого возраста организуются лекции в залах музея. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей залы музея предлагаются как площадки для встреч, где музейные работники проводят экскурсии-викторины, мастер-классы по изготовлению глиняной игрушки или народной текстильной куклы. Также хочется подробнее остановиться на специально разработанной досуговой программе «Солнечный круг. Народный календарь. Праздник в музее». В эту досуговую программу входит цикл из 5 основных народных праздников: «Осенины», «Новый год во все времена», «Госпожа Широкая Масленица», «Пасхальная радость», «Зеленые святки». Интерактивная развлекательная программа согласно заявленной теме рассказывает о народных традициях празднования, позволит увидеть музейные экспонаты из фондов, включает в себя хороводы, народные игры, обряды, а также мастер-класс по изготовлению. Завершает праздник в музее настоящее чаепитие в лучших традициях русского народа.
- Обучение.
Важным фактором в реализации взаимодействия музея и посетителя является музейная педагогика. Музейно-педагогический подход позволяет организовать образовательную деятельность в процесс, осуществление которого сегодня невозможно без разработки специальных "программ", связанных с четкой адресной формулировкой целей и задач, с определением эффективности воздействия на разнообразные группы потенциальной и реальной аудитории музеев.2 Примером может служить разработанная научно-просветительским отделом СКМ на 2014-2015 учебный год для ДОУ и СОШ города обучающая программа, представленная в 7 разделах:
- Удивительный мир природы. Экологическое воспитание;
- Мой родной город - Соликамск. Увлекательное краеведение;
- Народная культура и традиции. Духовно-нравственное воспитание;
- Патриотическое воспитание;
- Основы православной культуры;
- Художественно-эстетическое воспитание;
- Солнечный круг. Народный календарь. Праздник в музее.
Тесная связь музея с управлением образования города позволяет музейно-образовательной программе на 2014-2015 учебный год получить широкое распространение среди талантливых педагогов. В программе представлены различные формы музейной работы с детьми, такие как: тематические экскурсии, музейно-образовательные уроки, интерактивные познавательно-развлекательные программы, мастер-классы, которые проводятся непосредственно в залах музея. Также хочется отметить проект «Музей на колесах», когда сотрудниками музея передвижные выставки оформляются на территории заказчика. На базе этих передвижных выставок проводятся музейные уроки и занятия. Такая форма работы современного музея с посетителями позволяет охватить в короткий период времени большое количество человек, т.к. приезжая, например, в ДОУ выставка работает одновременно для педагогов, воспитанников и их родителей. Передвижная выставка «Предметы старины далекой…» нашего музея является «живой», т.к. экспонаты можно потрогать, произвести с ними действия. Такие формы работы с посетителями делают СКМ современным, подвижным и отвечающим всем требованиям времени.
_____________________________________________________________
1 Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музей и посетитель. Михайловская пушкиниана. Сб. ст. Вып. 19. – М.:Гос. музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 9.
2 Колесникова И. А. О феномене музейной педагогики./Художественный музей в образовательном процессе. СПб.,1998, - С.7.
Facebook