Носова Любовь Александровна
Музейная экскурсия: вчера, сегодня, завтра?
В меняющихся исторических и социальных условиях современного мира музеи, продолжая оставаться хранителями культурного наследия, превращаются в систему, все более открытую обществу, ориентированную на удовлетворение его запросов своими коллекциями и исследованиями. Так ведущей функцией музея становится культурно-образовательная деятельность. А успешность музея во многом зависит от эффективности контактов музея с посетителем. Происходит видоизменение традиционных форм музейной коммуникации и появление инновационных. Существует ли некая совершенная форма взаимодействия музейного пространства и посетителя?
Для ответа на этот вопрос обратимся к форме музейной экскурсии как наиболее демократичной, имеющей длительную историю развития, традиционной форме культурно-образовательной деятельности. Экскурсия являлась одной из первых, а на определенном этапе, и единственной формой взаимодействия на музейном пространстве. Теоретики экскурсионного дела в России первой трети ХХ века (И.М. Гревс, Н.П. Анциферов, Б.Е. Райков) включали в определение экскурсии положение о первичности зрительного впечатления (преобладания показа над рассказом), «моторности» (обязательном перемещении экскурсантов от объекта к объекту) и «тематичности». Эти составляющие обязательны и в музейной экскурсии. Уже в этот период времени музейные экскурсии классифицируются по типам: школьные (учебные) экскурсии, тематические экскурсии для взрослых, обзорные экскурсии. Рассматривается вариативность экскурсии, которая обусловлена поиском ответа на запросы разных категорий посетителей. Несмотря на то, что само определение экскурсии в течение времени менялось, одним из основных акцентов долгий период времени был акцент на образовательные цели и задачи экскурсии, немаловажную роль играла и идеологическая составляющая. «Экскурсию следует рассматривать как своеобразный педагогический процесс, специфический акт интеллектуального и эмоционального освоения музейной информации. При этом основные функции экскурсии – познавательная и воспитательная – выступают в органическом единстве и тесном взаимодействии». 1. Новый подход к пониманию целей и задач экскурсии, оформившийся в постперестроечный период в связи с пересмотром концепции музейного образования в целом, выдвинул на передний план фактор коммуникации. А значит, возникла необходимость пересмотра определения музейной экскурсии, исключая идеологические установки.
« Экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, производная от функции презентации экспозиции (выставки), призванная способствовать более полному раскрытию её основной идеи и содержания». 2.
Таким образом, экскурсия, которая проводится только на экспозиции, в отличие от других форм музейной коммуникации, таких как «музейное занятие, музейный праздник или мастер-класс, которые могут проводиться и на другой приспособленной для этого территории (лектории, на интерактивной площадке, в музейной мастерской)»3, наиболее полно презентует каждый музей. Ракурс внимания максимально перемещен на посетителя. Ведь в музейной экспозиции представлен весь образовательно-воспитательный потенциал музея, способствующий интеллектуальному и духовному развитию личности (получение впечатлений, переживание эмоций). Более того, именно музейная экскурсия является той формой музейной коммуникации, которая применима для всех категорий музейной аудитории: детей, подростков, взрослых, смешанных групп и «особых» посетителей. Здесь эффективность каждой экскурсии, зависит от правильности выбора ведущего экскурсионного метода («экскурсия-монолог, экскурсия-беседа, фабульная экскурсия, театрализованная экскурсия»4), подбор которого стоит в зависимости от цели презентации музейной экспозиции (выставки). Такой подход учитывает новые музейные реалии, когда в экскурсионной практике оказываются задействованными и методы музейной педагогики (экскурсия-игра, экскурсия-урок, экскурсия-лекция и т.д.). Особенность методического обеспечения экскурсии состоит в том, что независимо от предпочтения экскурсовода, выберет он определенный метод или будет смешивать в одной экскурсии различные методы, речь идет о качестве презентации экспозиции (выставки) в соответствии с целями прихода в музей экскурсионной группы определенной категории посетителей. Для туристов, посещающих музей с ознакомительными целями, предпочтительнее будет обзорная или театрализованная экскурсии, которые предполагают наиболее полную презентацию музейных экспозиций и, одновременно, способствуют получению новых впечатлений и эмоций. Для этой категории посетителей менее целесообразна будет специализированная экскурсия, базирующаяся на постановке определенной проблемы для стимулирования творческой активности. Такой метод, напротив, будет более уместен для школьных и студенческих групп, посещающих музей с целью приобретения конкретных знаний, изначально настроенных на продолжение обучения.
Таким образом, дифференцированный подход, применяемый в экскурсионной сфере деятельности музея, позволяет рассматривать экскурсию не только как исторически сложившуюся традиционную форму взаимодействия музея и посетителя, но и постоянно развивающуюся, соответствующую современным требованиям времени. В настоящее время в Соликамском краеведческом музее проводятся экскурсии всех названных выше типов. Подбор эффективного экскурсионного метода происходит уже на этапе приема заявки на экскурсионное обслуживание, когда, исходя из категории экскурсионной группы и цели посещения музейных залов, предлагается определенный вид экскурсии. Функция презентации экспозиции (выставки), которую выполняет музейная экскурсия в современном мире, логично «вписывается» в область задач организации познавательного досуга детей и взрослых в музейной среде и музейными средствами, является ведущим элементом культурно-образовательной деятельности музея в настоящем и, хочется надеяться, в будущем.
1 Левин Г.И. Роль государственных музеев в расширении и углублении знаний учащихся, развитии их познавательных способностей. Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствами. М., 1983. С.67.
2 Ботякова О. О музейной экскурсии. ж. «Музей»№6, 2009, С.26.
3 Ботякова О.А.. Культурно-образовательная деятельность этнографического музея: направления, формы, методы. СПб, 2010. С.14.
4 Там же. С.37.
Facebook